МБОУ ОК "СОШ №10"
г.Губкин Белгородская обл.
  • Функциональная грамотность современного дошкольника

    «Функциональная грамотность в дошкольном образовании»

    Цель образования — функционально грамотная личность: это человек самостоятельный, человек познающий, человек умеющий жить среди людей.

    Функционально грамотная личность— это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек — ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

    Уровень функциональной грамотности родителей положительно влияет на процесс обучения и воспитания детей.

    Функциональная грамотность это умение извлекать информацию из разных источников и умело использовать ее, применяя в повседневной жизни.

    функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества. То есть

    Функциональная грамотность связана с готовностью:

    — добывать знания;

    — применять знания и умения;

    — оценивать знания и умения;

    — осуществлять саморазвитие.

    Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотностей.

    Виды функциональной грамотности :

    • Читательская грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности понимать смысл текстов, размышлять и обсуждать тексты, чтобы расширять свои представления и возможности, взаимодействовать с социальным окружением.
    • Математическая грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
    • Естественнонаучная грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

    Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлен на:

    1. Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста.

    2. Формирование речевой активности дошкольников.

    3. Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников

    4. Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

    Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.

    Что применяют  педагоги  дошкольного образования в работе?

    1. Стремятся к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач.

    2. Для возможности целостного восприятия ребёнком окружающего мира активно используют интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события).

    3. В организации образовательных мероприятий максимально активизируют  психические процессы (внимание, воображение, мышление).

    4. Знакомят родителей с понятием «функциональная грамотность», оказывают поддержку в организации развивающей работы в условиях семьи.

    5. Вносят изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) («среда группы – как второй педагог»).

    Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

    — проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

    — технология формирования правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

    — технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

    — информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.

    Неотъемлемой частью любой игры являются правила. В них ребенок учится сознательно подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.

    Есть множество игр и заданий, которые разделены на группы и могут использоватся  в разнообразных видах деятельности.

    Игры на развитие умения планировать и контролировать свои действия: «Черепаха», «Слушай хлопки», «Запрещённое движение», «Бездомный заяц».

    Например: подвижная игра «Слушай хлопки»

    До начала игры с детьми обсуждается, какую позу животного будут они изображать, и на какое количество хлопков. Например:1хлопок — поза аиста, 2 хлопка – поза лягушки, 3 хлопка — дети возобновляют движение. Дети двигаются свободно в группе или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу. Эта игра помогает развивать волевую регуляцию и умения действовать по заданному правилу.

    Игры на развитие умения сохранять заданную цель: «Кричалки – шепталки — молчалки», «Найди цвет», «Запомни, где что стоит», «Что сначала, что потом».

    Например: под. игра «Фруктовый салат»

    Перед началом игры дети делятся на 3 группы. Каждая группа детей запоминает свой фрукт и следующие действия: при слове «яблоко» первая группа детей хлопает, при слове «груша» вторая группа детей топают, а при слове «вишня» третья группа поднимают руки вверх. Ну а если дети слышат слово «салат» то выполняют свои действия все вместе. Затем дети, слушая рассказ воспитателя, следовали инструкции..

    Игры на развитие умения сохранять заданную цель: «Кричалки – шепталки — молчалки», «Найди цвет», «Запомни, где что стоит», «Что сначала, что потом».

    Например: под. игра «Фруктовый салат»

    Перед началом игры дети делятся на 3 группы. Каждая группа детей запоминает свой фрукт и следующие действия: при слове «яблоко» первая группа детей хлопает, при слове «груша» вторая группа детей топают, а при слове «вишня» третья группа поднимают руки вверх. Ну а если дети слышат слово «салат» то выполняют свои действия все вместе. Затем дети, слушая рассказ воспитателя, следовали инструкции.

    Игры и задания на развитие умения работать по инструкции взрослого: «Замри», «Передай мяч», «Коршун», «Давайте поздороваемся», «Графический диктант», «Повтори узор» и т. д.

    Например: Графический диктант можно выполнять в двух вариантах: 1. Детям предлагаю образец геометрического рисунка и прошу их повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку. 2. Взрослый или ребёнок диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, дети выполняют работу на слух.

    Игры и задания на развитие внимания: «Сделай так», «Морские волны», «Кого (чего) не стало», «Что изменилось», «Найди отличие и сходство» и т. д.

    Например: игра «Морские волны» По команде «Штиль!» все дети замирают. По команде «Волны» дети по очереди встают – сначала те, кто сидит за первыми столами, через 2–3 секунды поднимаются сидящие за вторыми и т. д. Когда очередь доходит до последних столов, все дети вместе хлопают в ладоши, после чего садятся в той же последовательности, начиная с первых столов. По команде «Шторм» упражнение выполняется в быстром темпе – дети не ждут 2–3 секунды, а быстро встают друг за другом и так же быстро садятся. Заканчивается игра командой «Штиль».

    Многие игры и задания построены в виде соревнования двух и более игроков — это создаёт дополнительный игровой момент, большую эмоциональную вовлечённость.

    В последующем дети самостоятельно используют эти игры в режимных моментах, на прогулке. Ребята заранее договариваются, где они соберутся, в какие игры будут играть, по какому сигналу начнут игру (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.).

    Каждый педагог дошкольного образования должен понимать, что функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе, сформированности предпосылок УУД) Поскольку в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игра, то именно она предоставляет детям большие возможности для развития предпосылок регулятивных навыков.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie