1.1.Настоящая педагогическая диагностика достижения планируемых результатов (далее – педагогическая диагностика) разработана на основании и во исполнение ФЗ РФ «Об образовании в РФ», в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее - ФОП ДО). 1.2.Педагогическая диагностика направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения ОП ДО, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.
1.3.Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения определяются требованиями ФГОС ДО. При реализации Образовательной программы дошкольного образования (далее - ОП ДО) может проводиться оценка индивидуального развития детей , которая осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики. Вопрос о ее проведении для получения информации о динамике возрастного развития ребенка и успешности освоения им ОП ДО, формах организации и методах решается непосредственно дошкольной образовательной организацией (далее - ДОО).
1.4.Специфика педагогической диагностики обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО, подчеркивающими направленность педагогической диагностики на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование :
планируемые результаты освоения ОП ДО заданы как целевые ориентиры дошкольного образования и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного детства;
целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей ;
освоение ОП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников ;
1.5.Педагогическая диагностика проводится педагогическими сотрудниками ДОО (воспитателем, учителем-логопедом, педагогом-дефектологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем) в произвольной форме на основе мало формализованных диагностических методов:
1.5.1. Наблюдение /основной/ Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка и содержание образовательной деятельности. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих образовательных областях.
Педагог наблюдает за поведением ребенка в деятельности (игровой, общении, познавательно-исследовательской, изобразительной. Конструировании, двигательной), разных ситуациях (в режимных процессах, в группе, на прогулке, совместной деятельности, самостоятельной деятельности). В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребенком личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи и т.д.
Наблюдай за поведением ребенка, педагог обращает внимание на частоту проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность. Частота проявления – указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия – позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребенка. Инициативность – свидетельствует о проявлении субъектности ребенка в деятельности и взаимодействии.
1.5.2. Анализ продуктов детской деятельности
1.5.3. Свободные беседы с детьми
1.5.4. Специальные диагностические ситуации
1.5.5. Специальные методики
1.6.Периодичность проведения педагогической диагностики определяется ДОО. Оптимальным является ее проведение на начальном этапе освоения ребенком ОП ДО в зависимости от времени его поступления в дошкольную группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения ОП ДО его возрастной группой (заключительная, финальная диагностика). При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребенка.
Педагогическая диагностика проводится 1-2 раза в год.
Стартовая диагностика проводится 1 раз – в начале учебного года и(или) при зачислении ребенка в ДОУ/группу на начальном этапе освоения ОП ДО.
Финальная диагностика проводится ежегодно в конце учебного года (май) и(или) при отчислении ребенка из группы.
1.7.Результаты наблюдения фиксируются путем заполнения Диагностических карт и могут быть использованы исключительно для решения следующих образовательных задач :
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей;
Диагностические карты – представлены в виде структурированных в таблицы диагностических показателей, определенных в соответствие с планируемыми результатами реализации ФОП ДО, представляющих собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДОО, и содержанием образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Технология работы с диагностическими картами включает 2 этапа:
1 этап. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра. Затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение == сума всех баллов по строке, разделенная на их количество.
2 этап. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение == сума всех баллов по столбцу, разделенная на количество детей, принявших участие в диагностике).
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии.
1.8.Диагностика индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням показателей возможных достижений (возрастных характеристик):
Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их психического развития и разных стартовых условий освоения ОП ДО. Обозначенные различия не должны быть констатированы как трудности ребенка в освоении ОП ДО и не подразумевают его включения в соответствующую целевую группу .
1.9.Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует развивающую предметно-пространственную среду (далее – РППС), мотивирующую активную творческую деятельность обучающихся, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения ОП ДО, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.